В лучах Ведического потока

Веды – духовная космическая наук а

Окончание.
Начало в №12, 13/2010

Суть учения древних арьев наиболее полно отражена в Ведах (Ригведа) и Авесте. Поэтому мы предлагаем вкратце рассмотреть их основные приоритеты.
Ригведа является самым древним духовным письменным памятником в мире. Она состоит из 1017 священных гимнов, каждый из которых содержит в среднем 10 строф. Первостепенное значение в Ведах придается молитве – формуле призыва. Великая вера в призывную – созидательную силу Слова (кстати говоря, в первом упоминании в летописях славяне именовались «словянами», название племени происходило от слова «слово», а не «слава»!) подкрепляется могучим стремлением души, сильным порывом воли. Гимны Вед были писаны особым метрическим стихом, который способствовал их превращению во время богослужения в песню-молитву. В результате песнопения приводили человека к состоянию благости и вдохновения, преображая все его существо и приводя в согласие с Божественными качествами, «разлитыми в духовном просторе».

В Ригведе есть гимн, посвященный Богу-Отцу (Праджапати – Пра-Иафету) – Создателю Вселенной, «единственному Владыке всего движущегося»:
Тот, Кто дает нам жизнь,
тот, Кто дает нам мощь,
Тот, Чьим веленьям
послушны все боги,
Чья тень – бессмертие,
Кто Сам же и смерть.
Кто тот Бог, которого
мы чтим жертвоприношениями?

Он, создавший ясное небо,
крепкую Землю,
Сияние мира и свод небесный,
Измеривший Свет сквозь
эфирные пространства,
Кто тот Бог, которого мы чтим
жертвоприношениями?

Он, чье величие возвещают
эти снеговые горы,
Это море с его
бесконечными разливами,
Чья длань –
небесные пространства,
Кто Тот Бог, которого мы чтим
жертвоприношениями?

Который провидел даже
из-за облачных течений
Этих светоносцев и огнеродцев,
Он, единый Бог над всеми богами,
Кто тот Бог, которого мы чтим
жертвоприношениями?

О Едином Сущем в Ведах сказано так: «Индра – царь Вселенной, Митра – завет, Варуна – хранитель Истины и справедливости, Агни – знаток всех существ, осуществляющий посредничество между Богом и людьми – так именуют Единого Сущего, а он – златоперистый Гарутман. Мудрые говорят о Едином как о множестве» (Ригведа).
Высота и красота Вед неизмерима; в этой уникальной современной космической духовной науке представлено устройство нашего мира во всех тонкостях и взаимосвязях на всех планах и уровнях бытия – и в макрокосмосе (Вселенная) и в микрокосмосе (человек). Согласно Ведам, Единый Сущий, Вседержитель Мира, состоит из живых, действующих принципов, законов, аспектов, качеств, которые пронизывают все пространство Вселенной и действуют вечно. В Евангелие один из учеников сказал Иисусу Христу: «Ты – Сын Бога живаго!» Почему? Потому что Спаситель воплощал в жизни своей действенные качества Бога живого.
Более того, представленная в Ведах модель Мироздания не устаревает со временем, и мы вполне можем пользоваться ей в своей жизни на всех планах бытия – и в решении государственных проблем, и в совершенствовании себя. И если мы будем использовать принципы Вед в наше время, это поможет нам решить множество проблем, которые, казалось бы, нельзя решить в принципе! А если есть такие, которые нельзя решить в принципе, значит, они ему просто не соответствуют, и не стоит насильно проталкивать их решение, чтобы не выпасть из пространства действия Божественного Закона.
Много раз в Ведах звучит призыв: «Не страшись!» (главное отличие от Библии и Корана, где множество раз сказано: «Убоись Бога своего!»). В Ведах также сказано: «Человек, не верящий в себя, не способен поверить в Бога».

Итак, Инд-Ра (плодородный, сияющий, пронизывающий все, повелитель потоков) победил Вритру (косность, хаос, беззаконие) и установил еосмический динамический принцип Ра-звития на основах доб-Ра и сп-Ра-Вед-ливости «на обширных пространствах Вселенной» навечно. И если мы стремимся к развитию, то просто не можем не пользоваться этим Божественным принципом. Если же мы не пользуемся им, то развитие прекращается вследствие отделения от Божественного закона, происходит застой энергии, в результате противоречия внутри человека обостряются, тварное берет верх. Отсюда – беззаконные поступки (идущие в разрез со своей совестью), потеря своей Божественной индивидуальности, а затем – выпадение из реальности (истинности), растление и распад личности. Но жизнь построена на принципе развития, поэтому мы падаем и снова поднимаемся, чтобы продолжить Путь!
Варуна – Высший Закон, воплощение мирового порядка, гарант законосоответствия. В христианской традиции эту миссию исполняет Архангел Михаил – победитель Тьмы, способный отделить Тьму от Света. Вместе с Митрой Варуна моделирует правовой аспект Космоса, защищая людей от злого начала, выступает против несправедливости, смерти, колдовства, отпускает грехи. Индра помогает исключительно благородным, то есть тем, кто способен победить косный хаос не только внутри себя, следуя Божественному закону, но и другим помочь (в первую очередь, своим потомкам), создавая благие роды.
Агни – «священный, живой, вездесущий, сверхлегкий, наблюдает за всем на свете, управитель законом» – Дух Святой. Призыв к Агни звучит так:
«В человеке есть бессмертная часть, ее-то, о Агни, согрей твоими лучами, воспламени твоим огнем!»
В более поздних священных книгах веданты, в частности, в Упанишадах, Агни – это всеобъемлющее начало, пронизывающее Мироздание, «свет внутри человека».
Значительное место в ведическом пантеоне отводится Соме – «очищающему», «небесному», «первотворцу Вселенной», «выражающему побудительную причину»; Савитару – символизирующему принцип устремленности и стимулирования, «мудрейшему из мудрых»; Сурье – «Всевидящему Оку Божьему», «озаряющему мир сиянием», а также Бхаге, символизирующему счастье, долю, богатство.

Из вышеизложенного следует, что арьи считали основой мира – космическое динамическое начало, действующее по принципам истинности, добра, справедливости, мудрости, просвещенности на всех планах жизни. Опираясь на духовно-научные откровения, они поклонялись Единому Сущему, проявленному в мире, ведали о Духе Святом и его посреднической миссии между Богом и воинством его (живыми принципами и качествами) и человеком, руководствовались Высшим Божественным Законом, который предписывал чистоту помыслов, просвещенность, устремленность, мудрость, справедливость, дружелюбие, провидение и единение; ведали о завете Бога и человека.
Следует отметить, что в поздневедический период фактически был устранен космогонический аспект Вед, а Божественные начала и качества – персонифицированы в многочисленных богах или героев запутанной и весьма завуалированной мифологии. С нашей точки зрения, это было сделано, чтобы популярнее объяснить Веды непросвещенным людям, на самом деле была утрачена космогония Вед. В дальнейшем происходила трансформация Вед вплоть до ассимиляции с народными индуистскими верованиями.
Однако сам принцип Вед – принцип духовного познания – укоренился в нашем подсознании так глубоко, что ни новые религии (за исключением согласующихся с ними), ни философско-психологические системы не смогли удалить нас от Вед. Основы Вед живут в нас, являются побудительными причинами наших действий, а те системы или учения, которые навязываются нам насильно, могут существовать только короткое время. При этом душа наша никогда не примет что-то более упрощенное, удаленное от Истины, искажающее Веды. Они являются мерилом, совестью наших действий, поэтому внутри себя мы прекрасно знаем, когда поступаем неправедно. Сокровища Вед заложены в наших генах!
К более поздним священным ведическим книгам относятся Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа (X-VIII вв. до н.э.); их называют «свитой» Ригведы. Состоят они из гимнов и изречений, употребляемых при богослужении, а также различных поэтических произведений. Индуизм как система верований сформировался в результате развития ведической религии, брахманизма и процесса их слияния с народными верованиями только в I в. н.э.
Зарождение брахманизма приходится на IX-VII вв. до н.э., время непрекращающегося духовного поиска браминов, суть которого выражается тезисом:
«Мысль стремится к постижению «жизненного сока вещей», а также «жизненного сока» самого «жизненного сока», сути и истины явлений. «Это стремление к познанию сути есть неизбежное искание Единства в многообразии» (Упанишады).

Суть древневедического учения в своем первозданном смысле отражена и в религии зороастризма, вестником которой был пророк Зороастр. По его словам, основателем учения был Великий Рама, он лишь записал его. Зороастризм – религия нравственной чистоты, ее цель – установить мир в душе человека и создать «царство мира» повсюду. Основная книга зороастрийцев – Авеста, согласно которой человек – бессмертный дух, продвигающийся по ступеням последовательного развития до тех пор, пока не достигнет сознания абсолютного бытия и не соединится со всезнающим, бесконечным и полным высшей любви Ахурамаздой (авест. «Господь Мудрый»). Душа человека (фраваши) – искра Божья, его высшее Я. Тело – храм, в котором обитает Дух Божий.
Человек должен принять правильное отношение к жизни, ибо жизнь – это музыка, и тот, кто умеет настроить себя в унисон с Мировой Гаммой, уподобляется священному певцу, становится магом (способным осознанно действовать в поле Божественного закона, а не колдовать на кофейной гуще!), чьи слово и жест обладают творческой силой. Самая великая магическая сила заложена в Божественном Слове, которое имеет силу при соответствующем духовном достижении человека. Предание гласит: «Во дни зарождения человека Слово воистину было творческой силой». Зороастризм говорит, что тот, кто очистит себя посредством благих слов, благих мыслей и благих деяний, посредством молитвы и духовных усилий реализует с помощью воли Божьей свое высшее Я, тот навеки соединится с Верховным Лучом Господа Мудрого. (Ю. Терапиано. Маздеизм. Современные исследователи Зороастра, 1993 г.)
Огонь в зороастризме – символ целостного начала жизни, знамение Бога-творца, вечно производящего и вечно поглощающего в своем пламени бесконечную цепь творения. Творец – Великий Дух – не только «положительное начало», Он – полнота свойств и качеств, царит на Небе и на Земле, тогда как зло – тень, которая существует в мире вследствие наличия в нем «непрозрачных» душ, которые не пропускают через себя Божественный Свет, а сумма непрозрачного в мире составляет царство зла, имя которому – легион. От начала мира борется оно с Царством Света, и придет время, когда всякая душа просветится, и царство теней исчезнет…

Галина и Сергей Терлецкие
АР Крым
ganus05@mail.ru

Метки: ,

Оставить комментарий