Николай Рерих, рыцарь Культуры, воин Духа

Николай Константинович Рерих — великий русский художник, ученый, путешественник, философ и общественный деятель, родился в 1874 году в семье крупного петербургского юриста.

Его отец принадлежал к шведскому роду, который проживал на территории нынешней Латвии, недалеко от Балтийского побережья (Курляндия). Николай Константинович окончил гимназию, затем юридический факультет Петербургского университета и параллельно Академию художеств. В Академии художеств Рерих выбрал мастерскую Куинджи. Первая же его картина <Гонец> свидетельствовала о незаурядном художественном таланте и склонности к историческим сюжетам. Эта картина была приобретена П.?М. Третьяковым и высоко оценена Львом Толстым.

Встреча Николая Константиновича с Еленой Ивановной произошла в имении князя Путятина, мужа её тетки, в 1899 году, станция Бологое, где Елена Ивановна с матерью проводила лето. Сам князь Путятин был археологом, и молодой Рерих приехал к нему по делам археологических раскопок. Рерих провел в имении несколько дней, которые связали его с Еленой Ивановной на всю жизнь.

Вскоре Рерих уезжает во Францию для окончания своего художественного образования. После возвращения в 1901 году состоялась свадьба. В 1902 году у Рерихов родился сын Юрий, а в 1904 году — Святослав.

Ещё до женитьбы Николай Константинович определился на службу в Общество Поощрения художеств сначала в должности секретаря, а затем директора Художественной школы.

В 1906 году Рерих посещает Европу, объезжает её, поклоняется всем её основным красотам и вводит отныне в свое творчество удивительное чувство и знание четкой Европейской формы.

Период с 1901 года (приезд из Парижа и женитьба) по 1906 год (назначение директором Школы Общества Поощрения художеств) был периодом становления Николая Константиновича как художника, ученого и общественного деятеля. Ежегодные путешествия по России и странам Европы, археологические раскопки, участие в научных съездах, выставки, работы для театра и сложная административная работа требовали приложения неимоверных усилий.

Перед Первой мировой войной одновременно с <апокалиптическими> вещами Николай Константинович работает над картинами <обороняющего> характера. Это — <Заклинатель змей>, <Прокопий Праведный> (1913), <Гнездо Преблагое> (1914).

В 1914 году вспыхнула Первая мировая война. Её начало застало Николая Константиновича в Талашкине за окончанием алтарной росписи <Царица Небесная>. Николай Константинович и Елена Ивановна чувствовали приближение грандиозных катастроф и прозревали за ними коренное переустройство мира. Содержанием своих картин художник как бы хотел предупредить катастрофу и повернуть ход событий по другому руслу. Перед войной им пишутся также картины <Зарево>, <Крик змея>, <Город обреченный>. Смысл многих картин мы поняли после.

В 1915 году Николай Константинович заболевает воспалением легких с осложнением. Для восстановления здоровья он какое-то время пробыл в Валдайском крае, а в 1916 году переселяется из Петрограда в Карелию.

В Карелии устанавливается канал духовного общения Учителя с Рерихом. В своих записях он пишет: <Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием>.

Финляндия получает независимость, и там начинается работа по выселению русских, которые не имели постоянной работы и места жительства. В это время поступает предложение из Стокгольма организовать персональную выставку картин. Рерих вышел из изоляции на широкую европейскую арену. Выставка состоялась в ноябре 1918 года. А в России до этого уже ходили слухи о якобы смерти Рериха в Финляндии. Известный русский поэт Николай Асеев написал даже стихотворение, посвященное памяти Рериха, и оно было датировано 14 октября 1918 года.

О выставке узнал находившийся в Лондоне Дягилев, который работал с известным театральным постановщиком Вичамом. У них возникла мысль о постановке в Лондоне <Князя Игоря> и других русских опер. Рериху было предложено оформить их художественную часть.

В Лондоне произошла встреча Рерихов с их Учителем на физическом плане. Среди оголтелого антисоветизма русской эмиграции и консерватизма англичан Рерих признает вдруг за большевиками право вершить судьбу России. До конца дней своих Рерих становится всеми своими помыслами и действиями ярым защитником Советского Союза, вызывая этим недоумение одних и тайную вражду к себе других. Главным для него становится призыв Владыки: <Помогите строить Мою страну>, — и он знает, что такой страной является Россия на всех этапах её истории, какими непривлекательными они бы ни были. Что ради спасения целого, ради спасения человечества приходится жертвовать частью, пусть даже и наиболее ценной.

В Лондоне сыновья Юрий и Святослав занимаются в колледжах Лондонского университета. Здесь происходит встреча с индийским мыслителем, поэтом Рабиндранатом Тагором. Живопись, работа для театра, культурная деятельность заполняла дни Николая Константиновича.

Все помыслы Рерихов были направлены на Индию. По приезде в Лондон Рерих стал оформлять визу в колониальную провинцию Англии. Русским туда было сложно попасть. Виза была получена, и даже куплены билеты. Но… отъезда не состоялось. Вместо Индии Рерихи едут в Америку (1920 г.) Лишь позже они поймут, почему это было нобходимо сделать. Ибо тогда бы не состаялась Центрально-Азиатская экспедиция, не было бы института <Урусвати>. Юрий и Святослав не были ещё подготовлены к самостоятельной деятельности.

По прибытии в Америку Рерих немедленно развил там интенсивную просветительскую деятельность, нисколько не сомневаясь в её успехе, причем не последнее место в этой деятельности заняла пропаганда русского искусства и русской культуры в целом. Так началось <служение родине и человечеству>. В Нью-Йорке он основывает Институт объединенных искусств. В конце 1923 года по инициативе почитателей таланта Рериха в Нью-Йорке открывается музей его имени, куда художник передал более трехсот своих произведений.

В 1923 году Рерихи переезжают в Индию и поселяются в гималайской долине Кулу.

В 1924 году, перед началом Центрально-Азиатской экспедиции, Рерих побывал в Америке и на обратном пути заехал в Берлин, где посетил Советское посольство. Явившись на прием к советскому послу Н.?Н. Крестинскому, Рерих сказал, что, хотя он и возглавляет научную экспедицию под американским флагом, но, тем не менее, просит Советский Союз оказать экспедиции покровительство. Американский флаг — чистая формальность, и все материалы, добытые в экспедиции, он готов предоставить в распоряжение России. Рерих не скрывал от посла своих философских воззрений, открыто поведал о Махатмах и о целях предпринимаемой экспедиции. Крестинский по просьбе Рериха запротоколировал его слова и все это передал в Москву наркому Г.?В. Чичерину, который знал Рериха ещё со времени занятий в Петербургском университете. Чичерин выразил готовность во всем помочь экспедиции.

В ранние годы в Рерихе пробудилось влечение к Востоку. Совершив вместе с Еленой Ивановной в начале века путешествие по древним русским городам, он увидел в русской культуре то синтетическое начало, которое давало повод для размышлений и о Востоке, и о Западе. Особенно его притягивала Индия. Он задумывался о необъяснимой подвижности древних народов и мечтал найти тот общий гипотетический источник, из которого когда то, тысячелетия назад, возникли индийская и славянская культуры.

Н.?К. Рерих считал, что наука должна быть подвижна и способствовать энергоинформационному обмену. В Индии им был создан Институт Гималайских исследований. Далекие и близкие экспедиции, собирание разнообразного научного материала в самых неожиданных местах Гималайского региона, а затем его обобщение приносили самые плодотворные результаты.

Рерих был в своей последней экспедиции, когда планета медленно, но верно стала, вползать в мировую войну. Он физически ощущал, как густая тьма человеческого озлобления и невежества надвигается на Землю. И он звал к Свету, но его не слышали. Свет означал культуру, сотрудничество, объединение, расширение сознания. <Организованная борьба с невежеством, самоотверженный поход за культуру, оборона знания от всех разлагающих попыток — все это должно стать знаменательной печатью века. Мощь мысли, осознание психической энергии> — вот к чему призывал он.

О чем бы Рерих ни писал, исследуя Космическую эволюцию человечества, его мысль постоянно, как стрелка компаса, поварачивалась к России. Россия была его болью, печалью и надеждой. Его Учителя и сами они, Николай Константинович и Елена Ивановна, оценивая Россию с точки зрения эволюции, говорили об особом её значении и решающей роли.

Тема России проходит через все творчество Рериха, начиная.с его ранних полотен и прозведений и кончая самыми последними. Он осмысливал феномен российской культуры с точки зрения Космической эволюци, с точки зрения Будущего и той Новой Эпохи, у порога которой стоял XX век. <Сколько истинных кладов заложено на Руси! — писал Рерих. — Сколько замечательных путников прошло по нашим равнинам, и какое великое будущее суждено!> Но тропа, которая вела к этому будущему, была терниста и кровава. Революция не дала стране истинного обновления, а принесла ей иную, чреватую всякими неожиданными поворотами и опасностями, жизнь.

Николай Константинович пристально наблюдал, как складывалось тоталитарное государство. В основе механизма тоталитаризации лежало насилие. Тогда, в те страшные годы, он сказал пророческие слова: <…всякое насилие непременно окончится тем или иным разрушением. Поднявший насилие от насилия и погибнет>.

Так называемая культурная революция сносила с лица земли храмы, бесценные памятники архитектуры, уничтожала сокровища, имевшие мировое значение, разрушала традиционную народную культуру. Разрушение храма Христа Спасителя потрясло его своей бессмысленностью. Он выступил с официальным протестом, но там, на Родине, его не услышали.

Рерих видел, как в Советском Союзе год от года росло губительное вмешательство государства в культуру. <Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов>. Он писал о законах, по которым развивается культура, о преемственности в ней и о необходимости в культурном строительстве использовать драгоценный опыт прошедших веков. Разрушение прошлых накоплений вело к разрушению будущего. Гибло будущее культуры, разрушались эволюционные механизмы.

Рерих не дожил до времени, когда Россия, медленно раскачиваясь и с трудом отряхивая с себя бред кровавых и застойных времен, стала входить в иное время и когда его слова, сказанные в те далекие годы, стали слышны. Теперь, читая рериховские очерки, мы видим, как много в них было адресовано нам, сегодняшним, удивляемся этому и восхищаемся его пророческим предвидением.

Рерих говорил о том, что свобода без культуры может превратиться во вседозволенность и произвол. Нашей сегодняшней малой свободе недостает Культуры в самом широком смысле этого слова.

В настоящее время с высоких парламентских трибун мы мало говорим о культуре и её роли. Страна и её лидеры до сих пор ещё не в полной мере осознали, что в основе любого возрождения лежит именно культура, духовные накопления народа. И поэтому рериховские призывы о культуре для нас сейчас так важны и необходимы.

Н.?К. Рерих рисовал каждый день. Даже в экспедициях он делал постоянно зарисовки, которые после воплощал в картинах. Он нарисовал около семи тысяч картин, и это не было просто мифом о нем. На своих полотнах он сотворил и увековечил мир особенный и удивительный, в котором жила высокая Красота и Тайна.

Тысячи прекрасных полотен, сохранившихся после Николая Константиновича, оказались разбросаны по многим странам мира — в России и Америке, Индии и Монголии, в самых неожиданных городах Европы. Но, рассеянные по различным музеям, галереям и частным коллекциям, они все были связаны как бы единой мыслью и концепцией. Концепция относилась к Космической эволюции человечества.

С полотен Рериха смотрят на нас Космические Иерархи, Великие Учителя, пришедшие на Землю научить по-новому мыслить человечество, поднять его сознание и продвинуть его по эволюционной лестнице бесконечного восхождения. Философы, религиозные наставники, святые, подвижники, герои, чьи имена связывались с таинственной заповедной страной Шамбалой. Христос и Будда, Сергий Радонежский и Нагарджуна, Лао-Цзы и Мухаммед, Конфуций и Дордже и многие другие — все те, кто участвовал энергетически и интеллектуально в духовной эволюции земного человечества.

Много картин было посвящено великим Гималаям. В Индии Рериха величали как <Певец священных гор>. А сам Николай Константинович часто называл их Сокровищницей Духа. Оценивая эволюционную роль Гималаев в истории нашей планеты, Николай Константинович писал: <Горы Индии собрали мощные энергии и напрягли мощные токи для укрепления тела и духа>.

В 1944 году Н.?К. Рерих пишет следующие слова о взаимоотношениях двух народов: <Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно: <Алтай-Гималаи> — два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских. Дело не в политике, а в живых душевных человеческих отношениях. Не прочны швы политические, то и дело лопаются и являют отвратительные прорехи. Другое дело — прочные сердечные узы. Чем древнее они, тем они краше. Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает>.

Появление Рерихов в Индии не было случайным. Именно здесь протекало регулярное сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны с группой анонимных философов и Учителей, которые и были создателями нового энергетического мировоззрения. Под их руководством Елена Ивановна подготовила серию книг Живой Этики, или Агни Йоги.

Подготовил Юрий Белозеров
г. Киев

Метки: ,

Комментарии (3) на “Николай Рерих, рыцарь Культуры, воин Духа”

  1. Меня это не беспокоит.

  2. Интересно, развейте..! )

  3. желаю все щастя в новом году

Оставить комментарий