Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Как показывают исследования, абсолютное большинство тех, кто достиг значительных успехов на государственной службе, в бизнесе, науке, искусстве, в той или иной степени обладали критическим мышлением.
Критически мыслящий человек всегда способен быть убедительным, аргументировать свое мнение. Хорошо знает значение слов, умеет сформулировать свои мысли и отстаивать свои взгляды в процессе дискуссии. Умеет слушать и слышать, логически рассуждать, анализировать аргументацию оппонента, проверять гипотезы, делать самостоятельные выводы, применять гибкость ума и воспринимать новые идеи. Критически мыслящий задает себе и другим вопросы, развивается и самосовершенствуется.
Умение критически мыслить нужно человеку, чтобы осознанно воспринимать окружающую действительность, не стать объектом манипуляций и слепым орудием в чьих-то руках, самому не быть бессовестным манипулятором. Вряд ли этому учат наших детей в школах и вузах. Но многое и в наших силах. Что касается маленьких детей, то особое внимание следует уделять развивающим играм, головоломкам, задачам на логику. Не осуждайте окружающих, а просто обсуждайте конкретные поступки и их последствия. Приучайте детей прогнозировать результаты своих действий. Это нелегко, но вместе с тем очень интересно — вместе с детьми размышлять, анализировать, делать выводы...
Не менее важно разговаривать о разных житейских историях и с детьми постарше. Полезно также обсуждать книги и фильмы в том плане, насколько правдиво они отражают жизнь. Это поможет сформировать теплые доверительные отношения с детьми. Важно самим дружить со здравым смыслом, критически осмысливать окружающую действительность.
В настоящее время дети часто и много времени проводят в виртуальной реальности — за телевизором и за компьютером. Самые разные потоки информации буквально обрушиваются на наших детей. «Всеядность» относительно информации ведет к потере самого себя. Для детской психики это особенно губительно. Учимся рассуждать и просеивать всю информацию через «сито» анализа. Формируем собственное мнение на основе сопоставления с достоверной информацией. Развивая критическое мышление у наших детей, мы тем самым формируем информационный иммунитет у всей семьи. Критический процесс мышления помогает детям в становлении независимой личности.
Опубликовано в журнале «Лично в руки», №55