Для оздоровления будущего ученика за год–два до определения в школу надо обязательно показать его не только участковому педиатру, но и врачам узких специальностей. Осмотр ребенка перед поступлением в школу врачами-специалистами поможет выявить различные, на первый взгляд скрытые отклонения в состоянии здоровья.
Повышенную нервность ребенка обнаружит невропатолог. Совет родителям: если ребенок волнуется, не надо его успокаивать, усаживать на стул, а необходимо предложить какую-нибудь физическую работу.
Очень важно до школы исправить дефекты речи ребенка, так как, если их вовремя не исправить, в дальнейшем они отрицательно скажутся на контактах ученика с учителем и одноклассниками, могут привести к замкнутости ребенка, будут мешать ему хорошо учиться, особенно по русскому языку. Исправлением речи занимаются логопедические кабинеты детских садов и поликлиник.
Особое внимание надо обратить на состояние носоглотки. Если будет выявлена какая-то патология, есть время для тщательного лечения. Если ребенок постоянно дышит через рот, его необходимо показать врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения.
Начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата могут быть выявлены врачом-ортопедом. Их исправлением занимаются кабинеты лечебной физкультуры. Очень благоприятное действие оказывают танцы и плавание.
Если при проверке слуха окажется, что он понижен, нужно до начала учебного года пролечить уши. При неполном восстановлении слуха следует предупредить об этом учителя, чтобы ребенку было оказано соответствующее внимание.
Очень важно проверить зрение. Если окажется, что ребенку нужны очки, приобрести их следует заранее, чтобы он до начала учебы успел к ним привыкнуть.Помните: не чтение портит зрение, а мелкий и нечеткий шрифт! Великолепным упражнением для глаз является моргание.
Необходимо побывать и у зубного врача. Больные зубы – серьезный очаг инфекции, и если они есть, надо их пролечить.
Необходимо помнить, что предпосылки таких "взрослых" болезней сердечно-сосудистой системы, как инфаркт, инсульт, закладываются в раннем детстве, причем нередко – родителями. Лучшим средством оздоровления сосудов являются закаливающие процедуры – контрастные воздушные и водные, а также растирания.
Все виды движения – одна из важнейших потребностей детского организма. Двигательная активность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. При недостаточной двигательной активности угнетаются биохимические процессы, и в первую очередь в клетках головного мозга. Старайтесь интеллектуальную деятельность заменить двигательной активностью.