Канцтовары
Собрать сына или дочку в первый класс – удовольствие недешевое. Что же купить первоклашке удобного в использовании и невредного для здоровья. Самое главное, что нужно помнить, – вещи для первоклассника и вообще школьника младших классов должны быть прочными и легко заменяемыми .
Пенал. Наилучший пенал для маленького школьника – обычная прочная деревянная или пластмассовая коробка с удобной крышкой, которая легко открывается и прочно закрывается. Такие еще сохранились, из нашего детства – с задвигающейся крышкой или пеналы–тубусы, где одна половина плотно надевается на другую.
Тетради – самые простые. Обязательно посмотрите при покупке, чтобы бумага была белой и качественной, а линейки и клетки четкими.
Ручки, карандаши – самые простые и много! Маленький школьник обязательно будет их терять. Поэтому покупаем не три ручки, а десяток одинаковых или разных, но дешевых.
Резинка–ластик на конце карандаша бесполезна, этот кончик обязательно соскользнет, резинка провалится внутрь, поэтому нужна обычная резинка покрупнее, чтобы удобно было держать в руках. Точилки, резинки тоже берем по нескольку штук, выбирая наиболее прочные, удобные для руки и функциональные.
Для уроков труда вас попросят купить клей . Лучше всего купить ПВА в тюбиках. Он превосходно склеивает дерево, ткани, пластмассу. Выбирайте клей в удобной упаковке – в тюбике со специальным наконечником–дозатором, чтобы не пачкались руки.
Ранец
К нему в полной мере относится требование прочности и простоты в использовании. Ранец предстоит носить три–четыре года – поэтому смотрим, чтобы он был прочнее прочного! Прочными должны быть и ручки – если они прострочены, то не порвутся.
Позвоночник первоклассника быстро искривится неправильно распределенной по нему нагрузкой в виде бесформенного рюкзака с тяжелыми книжками, тетрадками, да еще сменкой и физкультурной формой. Поэтому на хорошем ранце лучше не экономить. И переходить на модные мягкие рюкзаки раньше четвертого класса не стоит.
У ранца должна быть плоской и достаточной мягкой та сторона, которая прилегает к спине – лучше из поролона или гибкого пластика. Выпускают ранцы и со специальной ортопедической спинкой.
Крепления лучше металлические, а если из пластика – то прочного, чтобы могли выдержать частую подгонку под нужный размер. Лучше выбрать ранец из такого материала, который не растрескается от мороза и механических воздействий. Поэтому не покупайте вещь из пленки и кожзаменителя. Из недорогих и прочных материалов хороша плотная синтетика или пропитанная джинсовая ткань. Разумеется, вне конкуренции – кожаные. И постарайтесь найти нарядный ранец, который понравится малышу.
Даже в хороший ранец с ортопедической спинкой врачи запрещают класть вес, больший, чем 10 % от веса самого школьника. А по мнению ортопедов – и того меньше, не более чем 1 килограмм 200 граммов. Однако на практике дети вынуждены носить за спиной совершенно неподъемные тяжести! Поэтому выбирайте ранец самый легкий, какой найдете, пусть хотя бы он не создает дополнительной нагрузки на позвоночник.
Ранец должен плотно прилегать к спине, не давить на бедра, иметь мягкие ремни шириной минимум 4 сантиметра, регулируемые по длине. Это обязательные требования. И желательно иметь на ранце светоотражающие элементы для большей безопасности на дороге.
Некоторые ранцы имеют специальное окошечко, куда можно вставить карточку с именем ребенка и его классом.
Одежда и обувь первоклашки
Если формы в школе нет, то лучше одевать ребенка целиком в натуральные ткани: хлопок и шерсть. Не годится одежда из синтетических тканей (теплой осенью и весной в ней будет жарко, а зимой – холодно), нехороши также слишком узкие вещи, в них неудобно. Если в школе есть форма, то возможности родителей в части детской одежды невелики. Однако даже в этом случае под синтетический пиджачок необходимо надеть рубашечку из хлопка.
По санитарным нормам, придуманным очень давно весьма неглупыми людьми, первый слой одежды, то есть нательная одежда должна быть только из натуральных тканей. Причем желательно минимально окрашенных. Кстати, это относится и к колготкам и к носочкам.
Особый вопрос – обувь . По тем же санитарным нормам, для деток до 11 лет не допускается обувь без задника. Стопа должна фиксироваться во всех суставах, так как неравномерная нагрузка неизбежно ведет к ее деформации. При этом задник должен быть прочным, хорошо держать форму. Кроме деформации стопы обувь без задника приводит к травмам и утомлению. Так что если вы опасаетесь, что ваш первоклассник закопается в переобувании, не сумеет быстро надеть сменку перед уроками и уличную обувь – после, то покупайте ему удобную сменку на липучках, фиксирующих подъем. Она и эргономична и удобна для детей. Кстати, открытая обувь типа лодочек для детей недопустима, в "правильной" детской обуви обязательно делается какая-нибудь перепонка, ремешок.
Вторая важная часть обуви – носок. Он непременно должен быть широким. У детей стопа разлапистая, пальчики расставлены куда шире, чем у взрослых, и обувь не должна их деформировать. Узкие туфельки можно носить в исключительных случаях, на выход и надевать ненадолго. Когда ножка ребенка ежедневно на несколько часов оказывается втиснутой в обувь с узкими носами, и пальцы и плюсневые суставы деформируются.
Покупая обувь, обязательно проверьте подошву на гибкость. Просто возьмите в руки и попробуйте согнуть. Годится та подошва, которая гнется, которая пластична, какой бы толстой они ни была. В противном случае нагрузка на стопу, на суставы и связки неоправданно возрастает. Твердая подошва попросту не дает стопе физиологически самортизировать при ходьбе. Что же касается каблука, то для детей до восьми лет требуется каблук высотой от полусантиметра до сантиметра. Школьная обувь также должна иметь нескользкую подошву и обязательно супинатор внутри колодки.
Подкладка любой детской обуви по нормам должна быть из натуральных материалов – кожи, ткани, фетра. Конечно, хорошо, когда и сама обувь из натурального материала, который позволяет ногам дышать. Дело в том, что эти материалы меньше других задерживают влагу. И по крайней мере, пока чада носят обувь детских размеров, сравнительно недорогую, при малейшей возможности следует покупать обувь именно такую. В качественной кожаной обуви на натуральной подкладке нога не потеет. А вот кожзаменитель – вещь небезопасная. Не имеет смысла спрашивать первоклассника, удобно ли ему, не потеет ли он в кроссовках из кожзаменителя. Просто пощупайте, не влажные ли у него носки, не потная ли нога, – это и будет ответом на ваш вопрос.
При примерке следует проследить, чтобы перед большим пальцем стопы оставалось пространство в 1–1,5 сантиметра. Если обувь неудобна, ребенок может даже не замечать этого, просто не фиксировать на этом своего внимания, однако она все равно станет фактором дополнительного дискомфорта, утомления и раздражения.