Ситуация, которая сложилась на автодорогах страны, на протяжении последних лет, вызывает незаурядную обеспокоенность. В 2007 году в Украине было зарегистрировано свыше 62 тысяч дорожно-транспортных приключений, в которых погибли 9481 человек и более 77 тысяч получили травмы. Эти цифры в среднем на 20% превышают показатели 2006 года. В Крыму эти показатели также неутешительно высоки: за год произошло 2897 ДТП, в которых 513 человек погибли и 4022 человека получили различные травмы.
Анализируя рост аварийности в государстве, и в Крыму в частности, можно смело сказать, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий является грубое игнорирование требований Правил всеми участниками дорожного движения, как водителями различных транспортных средств, так и пешеходами.
К основным видам нарушений, что приводят к совершению дорожно-транспортных приключений с тяжкими последствиями, можно отнести управление транспортом в нетрезвом состоянии, нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и нарушение правил проезда перекрестков.
Дабы предотвратить многочисленные ДТП и стабилизировать ситуацию на наших дорогах с 10 января по 10 февраля подразделениями Госавтоинспекции проводится широкомасштабная оперативно-профилактическая отработка. Для эффективного проведения этих мероприятий созданы мобильные группы оперативного реагирования, основные усилия которых направляются на выявление тех нарушений правил, которые могут повлечь ДТП. В государстве круглосуточно работают свыше шести тысяч работников Госавтоинспекции. Они несут службу на 157 постах и 1062 маршрутах патрулирования.
По словам начальника Департамента ГАИ Сергея Коломийца, критическая ситуация на дорогах вынудила работников милиции к поиску новых методов работы по надзору за дорожным движением. И такой метод был найден в кратчайшие сроки: теперь мобильные группы быстрого реагирования были «переброшены» на период отработки из одного региона в другой, такая форма организации работы дает возможность избежать любого влияния на работников милиции путем использования семейных отношений, личных знакомств и тому подобное. Эта модель уже дала первые позитивные результаты, тем самым, подтвердив свою эффективность.
Но самый эффективный результат отработки дало усиленное взаимодействие сотрудников ГАИ с судами. Вопрос о наказании участников дорожного движения, которые совершили грубое нарушение ПДД, теперь решается по горячим следам, то есть теперь протоколы направляются в суд немедленно, большинство из них рассматривается в день совершения правонарушения.
Судите сами, насколько это действенно: с начала проведения мероприятий работниками Крымской Госавтоинспекции уже было выявлено 10381 нарушение Правил дорожного движения. Также зафиксировано 364 факта управления транспортными средствами в нетрезвом состоянии. А за 17 дней нынешнего года на территории нашего полуострова произошло 64 аварии, в которых погибли 9 человека и 74 получили травмы. В этом году, благодаря активной работе сотрудников ГАИ (если сравнивать с количеством погибших и пострадавших людей в ДТП), удалось снизить этот показатель на 7 погибших и 16 травмированных. А ведь за каждой цифрой стоит человеческая жизнь и здоровье.
По результатам рассмотрения судами направленных админпротоколов, в автономии вынесено около 300 постановлений о лишении нарушителей прав управления транспортными средствами и это притом, что многие протоколы еще остаются в судах на рассмотрении.
Первые дни работы мобильных групп засвидетельствовали их эффективность, особенно относительно тесного взаимодействия с судами. По окончании отработки этот опыт будет обобщен, и, вероятно, работа в таком режиме будет продолжена и дальше.
Но на этом изменения не заканчиваются. Как отметил Сергей Коломиец, согласно изменениям, внесенным в Кодекс Украины об административных нарушениях, увеличатся размеры штрафов за нарушения Правил дорожного движения. В случае утверждения законопроекта, штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора составит 170 гривен, а за управление транспортным средством в нетрезвом виде – 1360-1700 гривен, или лишение прав управления на срок от одного до двух лет (за повторное совершение такого нарушения – лишение прав от двух до трех лет, а на лиц, которые не имеют права управления – штраф от 2040 до 2550 гривен).
Также к изменениям, внесенным в Кодекс Украины об административных нарушениях, относится механизм контроля за систематическими нарушениями дорожного движения методом начисления штрафных баллов. Штрафные баллы будут начисляться наряду с основным штрафом. Если в течение года со дня первого правонарушения сумма штрафных баллов равна 30 и выше, водитель по решению суда лишается права управления транспортным средством. Подсчет штрафных баллов будет осуществляться с помощью специальной автоматизированной системы, которая будет создана Госавтоинспекцией МВД Украины. На первых же этапах подсчет баллов будет вестись с помощью талонов к водительским удостоверениям.
Как только будут утверждены изменения в законодательных актах, это быстрее повлияет на уменьшение аварийности на дорогах и смертности в результате этих самых ДТП, окончил Сергей Коломиец.
Хотелось бы надеяться, что в скором будущем всем участникам дорожного движения передвижение нашими улицами и дорогами будет приятной процедурой, а не опасным для жизни испытанием.
Светлана Светличная