В 1997 году Верховный Совет Украины принял Закон об усилении административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения. В связи с этим штрафы увеличились в несколько раз. Например, за невыполнение требований дорожных знаков или разметки ранее предусматривался штраф в размере 1,50 – 4,50 гривен, с этого года он стал составлять 8,50 – 17 гривен. За нарушение правил пользования ремнями безопасности и мотошлемами сумма штрафа поднялась с 1,53 до 8,50 – 17 гривен.
6 августа этого же года Приказом МВД Украины № 530 были введены в действие «Типовые правила взаимоотношений милиции с участниками дорожного движения и владельцами транспортных средств». В этом документе впервые были четко прописаны права и обязанности работников ГАИ при взаимоотношении с участниками дорожного движения.
В 1999 году сотрудникам дорожно-патрульной службы запретили останавливать транспортные средства без причины, требовать документы, не предусмотренные законодательством, контролировать скорость движения транспортных средств в ночное время с 23.00 до 06.00, проводить проверку технического состояния на линии. Хотя если разобраться, разве инспекторы ГАИ останавливают водителей без причины?! Нет, они, находясь на линии, являются неплохими психологами. Им хорошо известны манеры вождения водителей, находящихся в алкогольном опьянении, или манеры управления машиной человеком, неуверенным в себе (а неуверен он бывает тогда, когда, например, с документами не все в порядке или их вообще нет). Так что, за каждой остановкой скрывается какая-то причина.
Через 2 года (2001 год) Верховный Совет Украины внес изменения в административный кодекс, которые действуют и по сей день. Согласно этим изменениям работники Госавтоинспекции утратили право налагать и взимать штрафы изымать водительское удостоверение и номерные знаки у нарушителей ПДД. Рассматривать теперь материалы, составленные работниками ГАИ, стали суды. Произошел разрыв цепочки, связывающей прямое воздействие Госавтоинспекции на безопасность дорожного движения. Все то, что было наработано годами и показало положительные результаты на практике, пришлось отбросить и начать поиск других эффективных мер влияния на аварийность. Если раньше при принятии решения по любому правонарушителю, начальник ГАИ, используя анализ аварийности, проверив водителя на повторность нарушений, мог принять адекватные меры реагирования, то судья в аналогичной ситуации в этом никак не заинтересован. На него ведь не возложена ответственность за состояние аварийности на дорогах, технического состояния транспортных средств и т.д. Вот и получается, что административные рычаги влияния на нарушителя у одного, а «бьют» за порядок на дорогах и в автохозяйствах другого.
Кстати, превышение скорости менее чем на 20 км/ч в измененном Кодексе нарушением считаться осталось только на бумаге, потому что за это предусмотрено лишь предупреждение. То есть, откровенно говоря, «власти» негласно позволили водителям в населенных пунктах гонять со скоростью 80 км/ч. Таких правовых казусов и неработающих статей после «корректировки» законодательства получилось немало. В то же время размеры штрафов уменьшились в 2 раза.
Эти нововведения, конечно же, не могли не сказаться на дисциплине участников дорожного движения. Водители почувствовали «свободу» и безнаказанность, их поведение на дорогах стало граничить с безумием. Это все повлекло рост аварийности.
Да, возможно, именно в связи с этими изменениями в структуре ГАИ, дела с аварийностью в Украине обстоят не самым лучшим образом. За 10 месяцев на территории Украины зафиксировано более 50 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых более 63 тысяч человек получили травмы, для семи с половиной тысяч человек эти травмы оказались не совместимыми с жизнью. В Крыму за такой же период произошло 2432 аварии, в результате которых почти три с половиной тысячи человек были госпитализированы, а более четырехсот получили смертельные травмы. По сравнению с европейскими странами, по количеству жертв в автокатастрофах, Украина в числе первых.
Несколько дней назад Президент Украины Виктор Ющенко собрал руководителей МВД и ГАИ. Руководителей УкрАвтоДора он раскритиковал за неудовлетворительную работу по содержанию улично-дорожной сети, а руководству Госавтоинспекции было поручено в кратчайшие сроки снизить аварийность на украинских дорогах. И если на аварийность в нашей стране высокие чиновники только сейчас обратили внимание, то Госавтоинспекция непрерывно ведет борьбу с правонарушителями на дорогах. Но с теми полномочиями, которые остались у инспекторов, не о какой эффективной работе по снижению аварийности речи не может быть.
И Крымская Госавтоинспекция не сидит, сложа руки, регулярно на территории полуострова проводятся многочисленные мероприятия, направленные на профилактику и снижение аварийности. Например, сейчас в автономии проходят сразу три операции: «Опасный груз», «Перевозчик зима-2007», «Лишенный».
16 ноября начальником Крымской ГАИ Владимиром Загинайло было принято решение провести очередную крупномасштабную отработку столицы Крыма. Владимир Загинайло лично проехал по местам дислокации постов, провел инструктаж и отметил моменты, на которые необходимо обратить внимание во время несения службы.
Буквально через 10-15 минут после выставления нарядов в местах, где автомобильные пробки – привычное явление, заторы буквально на глазах рассасывались. И это отнюдь не однодневный рейд. Люди, спешащие утром на работу или учебу, а вечером домой, имеют возможность, чуть ли не на каждом сложном перекрестке видеть сотрудников Госавтоинспекции. Кроме всего прочего, сейчас сотрудниками ГАИ совместно с дорожно-коммунальными службами проводится ревизия дорожных знаков и рекламных носителей.
Однако побороть аварийность одними силами ГАИ невозможно. Поэтому и все водители должны выполнять требования Правил дорожного движения, быть аккуратными и воспитанными на дороге. И отрадно, что Президент Украины, наконец-то, привлек к проблеме аварийности все ветви власти и каждой из них поставил конкретную задачу по выходу из сложившейся в стране ситуации на дорогах.
пресс-служба УГАИ
ГУМВД Украины в Крыму