Вернемся немного в прошлое… Когда почти все центральные улицы б ольших и малых городов были заставлены беспорядочно брошенными автомобилями, несмотря ни на какие запрещающие знаки, бывали даже случаи, когда хозяева бросали своих «стальных коней» на трамвайных путях, не думая о том, что такое безответственное и безалаберное отношение к Правилам создает неудобство и даже угрозу остальным участникам дорожного движения. Водители не боялись быть остановленными инспектором ДПС, ведь у последнего не было значимых рычагов влияния на нарушителей. А штраф в размере 17 гривен не способен был повлиять на сознательность горе-водителей. Тысячи же направленных в суды протоколов, так и остались лежать не рассмотренными в кипах других бумаг из-за перегруженности судей. Естественно, ни о какой неотвратимости наказания за содеянное не приходилось и думать, и многие водители за совершенные нарушения оставались безнаказанными, что в свою очередь подталкивало их на очередные нарушения, зная, что и они «сойдут им с рук». Пешеходы тоже не отличались дисциплинированностью, что стоило многим жизни.
Теперь же ситуация кардинально изменилась: мы значительно реже слышим рев скорее низколетящих, нежели едущих машин, под знаком, запрещающим остановку, редко можно увидеть одиноко припаркованное авто, на трассах практически не видно лихачей, которые, пересекая разделительную сплошную, обгоняют одну машину за другой, пешеходы стали более внимательными, стараются пользоваться пешеходными и подземными переходами. А причиной всему этому стало всего-навсего новое, более усовершенствованное законодательство, ужесточившее наказание и давшее в руки его исполнителей дополнительные рычаги влияния, помогающие создать правонарушителям условия, при которых они не смогут уклониться от ответственности. Благодаря этому значительно улучшилась дисциплина водителей и, как следствие, существенно снизился уровень аварийности в нашем государстве, а также удалось спасти тысячи человеческих жизней.
Так в период с 17 ноября 2008 года по 1 января 2009 (то есть после повышения размеров штрафов за нарушение ПДД и усовершенствования механизма привлечения к административной ответственности нарушителей) количество аварий с пострадавшими на территории Украины сократилось на 41,5%, погибших в ДТП – на 42,6%, травмированных участников дорожного движения – на 43,7%. В частности, на Крымском полуострове число ДТП уменьшилось на 43 %, погибших – на 32%, пострадавших – на 41%. Иными словами, благодаря эффективно действующему законодательству, на наших дорогах стало значительно меньше автотрагедий.
То есть, как показывает практика, основным и главным фактором в процессе снижения смертей на дорогах является жесткая законодательная база относительно правонарушителей, и не разделение нарушений на значительные и незначительные.
Однако в тот момент, когда на наших дорогах стало безопаснее ездить, а водители стали более дисциплинированными, находятся люди, которые, непонятно из каких соображений, становятся на сторону правонарушителей. На протяжении уже нескольких месяцев среди водителей и даже пешеходов идет трепетное обсуждение нового дорожного законодательства. Причем, многие комментарии сводятся лишь к размерам штрафов, которые значительно повысились. Самый же важный вопрос – усиление безопасности дорожного движения – почему-то отходит на третий план. Хотя внедрение новых – более жестких санкций для нарушителей служит именно для того, чтобы остудить «горячие головы» за рулем, усилить дисциплину среди всех участников дорожного движения и способствовать соблюдению ими Правил. Ведь если разобраться в ситуации, то штрафы страшны только нарушителям. Тем, кто уважает законодательство и других участников дорожного движения, бояться нечего. Напротив: повышенные размеры штрафных санкций – на пользу добросовестным водителям. Ведь наказание «гривней» уже остановило то безобразие и хаос, которые творили на наших дорогах некоторые «лихачи», тем самым, ставя в опасность других участников дорожного движения. К тому же новым законодательством усилена ответственность и пешеходов, которые нередко являются нарушителями Правил и виновниками ДТП.
На днях в законодательном органе страны было предложено пересмотреть новые штрафы за нарушение ПДД в сторону их уменьшения, за которые в сентябре 2008 года проголосовали 386 из 439 депутатов. В парламенте зарегистрирован ряд проектов, связанных с новым изменением штрафов, однако их принятие под вопросом .