И часто эти последствия приносят горе в дом пострадавших в результате необдуманных действий участников ДТП уже после происшествия. Так, водители, скрывшиеся с места ДТП, не оказав помощь пострадавшим, только этим своим действием попадают под статью Уголовного кодекса, хотя в самом ДТП они могут быть и не виноваты. А если выяснилось, что вовремя оказанная помощь могла бы спасти пострадавшему жизнь, то участь такого беглеца отягощается. Да и как смог бы дальше спокойно жить человек, зная, что по его вине умер человек и некому было ему вовремя помочь. А ведь при серьезных травмах, при борьбе врачей за человеческую жизнь время идет на считанные секунды.
Именно такие водители, скрывшиеся с места ДТП, вызывают негодование и серьезную озабоченность не только у сотрудников ГАИ, но и у всей общественности. Так, 26 октября в селе Чистеньком, местный водитель, сбив четырех подростков, с места происшествия скрылся, оставив пострадавших с тяжелыми травмами умирать на дороге. Конечно же, на ноги была поднята вся Крымская Госавтоинспекция, и уже через пару часов беглец сидел в камере. А если бы ему разобраться в обстановке и совладать со своей трусостью и, оставаясь на месте ДТП, принять меры по оказанию помощи пострадавшим, то не пришлось бы его задерживать и помещать за решетку, потому что сам факт виновности его в ДТП был еще под сомнением. Во-первых, неосвещенный участок дороги, а во-вторых, не исключен был и неожиданный выход пешеходов на проезжую часть. Во всем со временем разобралось бы следствие, и надо сказать, что даже при виновности водителя у него были бы смягчающие обстоятельства для вынесения приговора.
Как удается инспекторам ГАИ Автономной Республики Крым раскрывать подобные преступления? Этот вопрос мы задали заместителю начальника Управления Госавтоинспекции Крыма подполковнику милиции Базилевичу Эдуарду Анатольевичу
— В данном случае Чистенский беглец был задержан быстро вследствие оперативной и слаженной работы сотрудников Госавтоинспекции. Также меньше суток понадобилось нам, чтобы установить и задержать водителя, который 29 октября в 19 часов 45 минут в Джанкое на улице Крымской сбил пешехода и скрылся с места ДТП, оставив пешехода в тяжелом состоянии без необходимой помощи. Но бывают и случаи, когда розыск затягивается на долгие месяцы и даже годы, и за решеткой оказываются водители, которые все это время жили под страхом ареста, надеясь, что все забудется и что все ему сойдет с рук.
— Эдуард Анатольевич, вот Вы говорите, что водители живут под страхом ареста и задержанные водители даже могут оказаться в камере. Правомерно ли это?
— А почему нет? В ДТП люди получают травмы и погибают, и любой матери будет абсолютно все равно, от чего погиб ее ребенок. То ли это произошло в результате разбойного нападения, то ли в результате того, что водитель, сбивший ее ребенка, не оказав необходимой помощи, бросил его умирающего на дороге. И где гарантия, что после того, как водитель под влиянием собственной трусости скрылся с места ДТП, и дальше под этим же влиянием не начнет скрываться от правосудия? Совсем другое дело, когда водитель, попавший в дорожное происшествие, выполнив требования Правил дорожного движения, принял все меры для спасения умирающего или оказания помощи пострадавшему. К таким водителям и отношение совсем другое, да и их преобладающее большинство.
— Эдуард Анатольевич, каков процент раскрытия таких преступлений у нас в Крыму?
— В Автономной Республике Крым в этом году из 154 водителей, скрывшихся с места ДТП, в которых 30 человек погибло и 145 получило травмы различной степени тяжести, только в этом году уже разыскано и задержано 128 беглецов, что составило более 83%. Но у нас в перспективе раскрытия еще не одно такое преступление, и, несмотря на это, хотелось бы, конечно, чтобы скрывшиеся водители сами явились к нам и этим поступком смягчили бы наказание. Ну а поговорка «сколько веревочке ни виться…» подтверждается статистикой раскрываемости. В прошлом году из каждых 12 водителей, скрывшихся с места ДТП, 11 было установлено и задержано, и многие из оставшихся в розыске уже в этом году были задержаны и будут разыскиваться еще.
— Какие проблемы встают перед Госавтоинспекцией при раскрытии происшествий, связанных с уездами с мест ДТП?
— Наиболее тяжело вести розыск водителей, если наезд происходит в темное время суток на участке дороги, который находится далеко от населенного пункта. В таких случаях бывает очень трудно найти свидетельскую базу. Но и в таких ситуациях сотрудники ГАИ оказываются на высоте. В любом случае отрабатываются даже самые неожиданные варианты, чтобы ухватится за ниточку, которая и приведет нас к беглецу.
— Какие мероприятия проводятся подразделениями ГАИ по розыску водителей-беглецов?
— Во-первых, перекрываются близлежащие к месту происшествия районы. Производится осмотр всех транспортных средств, обследуются автомастерские, гаражи, автостоянки и в обязательном порядке для сбора дополнительной информации производится подворный обход и опрос граждан. Также устанавливаются графики движения автотранспорта, принадлежащего автохозяйствам. Воссоздав по крупицам обстоятельства происшествия, собрав и изучив все улики, настоящий профессионал всегда сможет выйти на след преступника. А у нас такие професионалы есть, и мы ими гордимся. Также всегда нашими верными помошниками являются средства массовой информации, с помощью которых мы информируем о случившимся население, а уже наши граждане своей, даже анонимной, информацией помогают выйти на след и беглецов, и даже угонщиков. Естественно, мы таких граждан поощряем и гарантируем им кофенденциальность. Так за оказанную помощь в задержании угонщика один из таких помощников был награжден благодарностью и именными часами от начальника управления ГАИ.
— Как Вы можете охарактеризовать водителей, которые скрываются с места ДТП, и есть ли у них какая-нибудь особенность?
— В основном, покидают место ДТП те водители, которые не знакомы с нашим законодательством. Часто оказывается, что скрывшийся с места ДТП водитель в совершении этого происшествия был не виновен, а наказание понес только за оставление человека в опасном для жизни состоянии без оказания ему помощи, что уже предусмотрено Уголовным кодексом. Только за один уезд с места ДТП, в котором пострадали люди, водитель может лишиться свободы сроком до трех лет, а за уезд с места ДТП без пострадавших водителя лишат права управления транспортным средством сроком до трех лет, что намного серьезнее управления транспортным средством в состоянии опьянения. Кстати говоря, часто именно это опьянение и заставляет водителей скрываться с места дорожного происшествия, тем самым создавая лишние проблемы как себе, так и Госавтоинспекции.
— Что бы Вы хотели пожелать участникам дорожного движения?
— Для избежания конфликтных и аварийных ситуаций – пожелал бы всем участникам дорожного движения взаимоуважения и дисциплинированности на дорогах, строгого и неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения. А еще я хочу пожелать тем водителям, которые все же стали участником ДТП, мужества и благоразумия и не спешить необдуманно покидать место происшествия, тем более, если в нем пострадали люди.