Как пишет "РБК daily", 38% респондентов сообщили, что их доходы упали как минимум на 20% и подобная картина сохранится в 2010 году. При этом в печатных изданиях снижаются рекламные сборы, выручка от подписки и других источников доходов. Потери в традиционных для себя источниках доходов медиа-компании намерены компенсировать за счет выручки, генерируемой Интернет-сервисами и рекламой. Более 20% опрошенных сообщили о росте доходов от онлайн-контента и 70% зафиксировали рост дохода от Интернет-рекламы.
В структуре доходов издательских домов выручка от нетрадиционных медиа - социальных сетей, мобильного контента, сетевых сервисов и т.д. - достигла значительной доли. 26% респондентов отметили, что выручка от этих сервисов составила около 21-30% от их общих доходов. У 4% компаний подобные сервисы генерируют более 70% выручки.
По мнению вице-президента WAN, вице-президента Гильдии издателей периодической печати РФ Евгения Абова, 2010 год не будет легче предыдущего. "Падение рекламных доходов издатели будут вынуждены компенсировать, но в течение одного года маловероятно, что индустрия сможет настолько перестроиться, чтобы решить эту проблему. Пока же лишь небольшая часть потребителей готовы платить за контент в Интернете. Требуется время для того, чтобы внедрить новые практики и перестроить потребительское поведение". С ним соглашается и главный редактор BFM.ru Антон Носик, полагающий, что прибыль печатных СМИ, в том числе в России, в этом году продолжит падать.
Коммерческий директор ИД "Коммерсант" (Россия) Павел Филенков в отношении прогноза ориентации печатных СМИ на онлайн-направление не видит ничего нового и разделяет мнение коллег из WAN: "Переориентация издателей на онлайн идет уже не первый год и останется актуальной и в нынешнем году". "Основные доходы от непечатных активов сегодня приносит реклама, а не подписчики на контент", - объясняет А. Носик. По его мнению, если сравнивать тиражи многих сегодняшних газет с посещаемостью сайтов этих изданий, то аудитория онлайн-версий несопоставимо больше. Распределение доходов от онлайн-направления в разных медиа-холдингах может существенно отличаться, но эта доля сегодня уже нередко превышает долю доходов от печатного направления. В среднем же она составляет от 10 до 25%.
По словам аналитика "Газпромбанка" Анны Курбатовой, традиционные виды медиа испытали двойной негативный эффект - серьезно пострадали от кризиса и параллельно получили отток аудитории в онлайн-сегмент: "Очевидно, что Интернет - наиболее быстрорастущий сегмент (особенно в России, где аудитория Интернета продолжает быстро расти с низкой базы), и экспансия в этот сегмент позволяет медиа-компаниям частично отыграть потери традиционных бизнесов". По ее предположению, по объему доходов от рекламы 2010 год превзойдет 2009-й, но менее чем на 10% в рублях.